Уроки

Вводная лекция. Выбор темы. Градостроительный анализ

Вначале мы ответим на вопрос: «Что такое архитектура павильонного типа?». Это — архитектура крупнозальных пространств, которые, как правило, решены архитектором с помощью большепролетных конструкций. Использование подобных конструкций позволяет не просто организовать единое крупнозальное пространство, но и сделать это выразительно.

Какие функции могут быть реализованы в подобном пространстве? Прежде всего, это всевозможные выставки, привлекающие большое количество посетителей одновременно. На сегодняшний день самый распространенные примеры выставочных павильонов — это действующие выставки  EXPO по всему миру.

Все началось уже более ста лет назад, на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков — с выставок цветов. Для размещения растений были необходимы большие пространства, перекрытые остекленными конструкциями. С одной стороны, это позволяло высаживать растения различных климатических зон, а с другой — давало возможность посещать эти выставки в любое время года.

Это и были первые павильоны. У них был свой собственный четкий характер, они носили очертания стандартных на тот момент зданий, но решены были в светопрозрачных конструкциях.

Еще один тип павильонов — известные всем нам железнодорожные вокзалы, предназначенные для одновременного пребывания большого количества людей. Сегодня это звучит странно, но когда-то именно эти пространства использовались для проведения концертов. Штраус с удовольствием давал концерты на вокзалах — зрительные залы тех времен не вмещали настолько больших количеств слушателей.

На рубеже 20-х годов прошлого века, на сломе времен и культур, окрыленная социалистическими идеалами советская архитектура активно использовала образы нового времени, некие знаковые, символьные вещи. Яркие примеры — павильоны Мельникова, скульптурная композиция Мухиной «Рабочий и колхозница»… Образность здесь была на первом плане, обращенный к будущим поколениям смысловой посыл был чрезвычайно мощным.

Со временем, с развитием инженерной мысли появляется возможность использовать более сложные конструкции, какие-то оболочки. Которые с минимальным количеством опор позволяют перекрывать огромные площади, создавая тем самым необыкновенные внутренние пространства павильонов. Расширяется и функция — это уже вполне могут быть какие-то ангары для аэростатов, самолетов… Формы и образы павильонов становятся уже более приближенными к современности.

Технологическое развитие не прекращается — появляются преднапряженная арматура, новые железобетонные конструкции. Разрабатываются новые, более прочные и легкие сплавы, создаются металлические трубчатые конструкции. Все это позволяет не просто перекрывать все большие пространства, но и выполнять оболочки нестандартных форм. Появляется возможность использовать асимметрию, и как следствие, возникают новые, якркие образы. И это очень важно, ведь именно образ в павильонной архитектуре играет одну из самых главных ролей.

Итак, павильоны — это всевозможные выставочные пространства. Выставки цветов, книг, живописи, современной скульптуры, искусства... Чего угодно. И ваша задача на данном этапе — определить, какое именно выставочное пространство вы будете разрабатыать.

Соответственно — что вы будете изучать, какую именно тему. Вам необходимо будет обратиться к ее истокам, выявить для себя какие-то технологические особенности. Скажем, та же самая выставка цветов может быть только при таких-то и таких-то температурах, а для этого потребуется то-то и то-то… В тему нужно углубиться.

Конечно, на выбор темы очень сильно влияет местоположение. Для данного проекта мы предлагаем вам участок городской набережной Ростова-на-Дону — в районе речного вокзала. Конкретно — на ныне существующей клумбе, где ранее располагался выставочный павильон Союза художников.

Когда вы начнете изучать это место — как, впрочем, и любое другое — необходимо будет провести градостроительный анализ.

Начинается он с изучения природных и человеческих факторов. Это аэрация, инсоляция, потоки движения пешеходов и автомобилей по близлежащим улицам. Затем необходимо проанализировать развертки окружающей застройки — в поисках композиционных доминант, которые уже присутствуют либо непосредственно на участке, либо на примыкающих к нему территориях. В данном случае мощной доминантой выступает здание гостиницы «Якорь». Не менее важное значение имеет и силуэт города, возвышающегося на высоком правом берегу. Не стоит забывать и о малых архитектурных формах — лавочках, фонарных столбах, спусках к воде. Все это необходимо проанализировать. Смысл данного этапа — в поиске габаритных и высотных пропорций, главных и второстепенных композиционных осей, а также в поиске визуальных точек — откуда будущее здание павильона просматривалось бы лучше всего. С этих точек необходимо сделать фотографии участка — в дальнейшем вы будете использовать эти фотографии для того, чтобы прямо по ним делать какие-то наброски. Что важно, проводя эти поиски в условиях реальной окружающей среды — с учетом высотности окружающих деревьев,  зданий, фонарных столбов, а также масштаба человека.

Далее необходимо сделать фоторепортаж с этого места в разное время суток — утром днем и вечером. Это даст вам возможность понять потенциал участка. Вы поймете, что здесь может быть запроектирована преимущественно горизонталь, ярко выраженной вертикали быть не может — рядом находится здание, являющееся символом набережной Ростова-на-Дону, и мы должны ему подчиниться…

Вы должны проанализировать это здание, понять его композицию, выявить пропорциональные членения. Это поможет вам в дальнейшем — при композиционном решении здания будущего павильона.

Также необходимо проанализировать все аллеи, и большие, и малые, — и найти какие-то модульные сетки на поверхности земли. Это необходимо, чтобы понять, как будущий павильон будет садиться на участок. Вы должны стремиться к тому, чтобы ваше здание максимально сроднилось с уже существующей, сформировавшейся в течение многих лет структурой. Именно в этом и заключаются главная цель и задача градостроительного анализа.

Возврат к списку